В Традиции иудеев не бывает праздников, памятных дат, обычаев — словом, ЛЮБЫХ предметов, символов или действий, однозначно ритуальных! Она напрочь лишена какой бы то ни было театральности, и вся пронизана, подобно тому, как тело пронизано кровеносными сосудами, сложнейшими системами ассоциаций и символов, повествующих в широчайшем диапазоне о деяниях Творца, Вечности, Жизни, Человечестве и путях Мироздания...
Строгий монотеизм Иудейства включает в себя великую тьму мелочно-придирчивых правил и методологий, обычаев и законов, мозаика которых парадоксально складывается в величественно-монументальные образы Мироздания, вне знакомства с которыми современная технократическая цивилизация просто не состоялась бы. Достаточно вспомнить корпящего над тайнами Каббалы сэра Исаака Ньютона, в свободное время баловавшегося наукой. Или внешне не религиозного, но явно проговорившегося А. Эйнштейна, заметившего, что «Бог не играет в кости...» Ну, а один из авторов этой заметки ещё застал в живых человека, помнившего знаменитого открывателя условных рефлексов академика Павлова на коленях в церкви, до шишек набивающего в земных поклонах лоб.
Но сегодня поговорим о другом...
Сегодня, в преддверии дней Рош-а шана, уместно вспомнить отношение Традиции к такому, казалось бы однозначно математическому делу, как летосчисление. И здесь, как во всём, у нас всё по-другому. Осенние праздники — существенная и, пожалуй, одна из весомейших составляющих Традиции. И поэтому данной публикацией мы начинаем знакомить вас, дорогие посетители сайта, с превосходными рассказами о Днях Трепета и сопутствующим им датам, созданными коллективом авторов издательства «Маханаим»:
« Рош-a-Шана — начало еврейского года, празднуется 1 и 2 тишри. С Рош-а-Шана начинается десятидневный период — йамим нораим — «дни трепета», — который завершается Йом-Кипуром — днем всепрощения, искупления. В Рош-а-Шана происходит ежегодный Божественный суд над всем миром в целом и над каждым человеком в отдельности. У нас есть 10 дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Лишь после Йом-Кипура Божественное решение окончательно утверждается — «скрепляется печатью», и таким образом определяется наша судьба на ближайший год.
Мы видим год замкнутым: за весной следует лето, затем осень, зима и опять весна, и опять лето — что же следует считать началом года? Почему еврейский Новый Год празднуется именно 1 и 2 тишри?
Открывая Талмуд, мы читаем следующее: «Есть четыре Новых Года: 1 нисана – Новый Год для Исхода Израиля из Египта и для того, что с этим связано: для месяцев года, для праздников и для еврейских царей; 1 элула – Новый Год для отделения десятины от скота (т.к. основное время размножения животных приходится на предыдущий месяц, ав); 1 тишри – Новый Год для счета годов, а также для суда Создателя над всеми людьми и странами; а 15 швата – Новый Год для деревьев».
Круговорот еврейских месяцев можно представить себе так:
Сезон | Месяц | Знак Зодиака | Новый Год |
Весна | Нисан
Ийяр Сиван |
Овен
Телец Близнецы |
1 нисана: Исход
Месяцы Праздники Цари |
Лето | Тамуз
Ав Элул |
Рак
Лев Дева |
1 элула: Десятина скота |
Осень | Тишри
Хешван Кислев |
Весы
Скорпион Стрелец |
1 тишри: Счет годов Божественный суд |
Зима | Тевет
Шват Адар |
Козерог
Водолей Рыбы |
15 швата: Деревья |
Мы видим, что на каждый сезон приходится «начало года» в своём особом смысле.В каком же смысле является началом нового года Рош-а-шана? Почему и как еврейская традиция связывает счёт годов с Божественным судом?
Чтобы понять это, уточним, что такое «счёт годов». Большинство календарей народов мира этот счёт ведут от какого-то исторического события, и начало нового года при этом связывается с празднованием некой даты. В еврейском календаре счёт годов ведётся от Сотворения мира. Рош-а-шана считается началом нового витка в мировом круговороте. Рош-а-шана - праздник Сотворения мира, символ того, что мир не является автономным и вечным конгломератом звёзд и планет, не имеющим общего смысла и цели, хаосом, в котором и наша жизнь бесцельна. Мир сотворён Божественной волей и провидением; всё в нём имеет смысл и цель, и в том числе, — вся наша жизнь в целом и каждое отдельное наше действие. И мы ответственны перед Богом, который дал нам возможность жить и существовать. Поэтому этот день, Рош-а-шана, праздник Сотворения мира, является также днём Божественного суда, регулирующего глобальную справедливость сотворённого мира…»
Продолжение вы узнаете в последующих выпусках, а сейчас мы ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ НАШИХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ традиционным приветствием: «Шана това уметука!», или по-русски – «Года доброго и сладкого!», и да минуют Вас беды, и да будет благосклонным для Вас решение Божественного суда!
Творческая группа сайта
Tags: академик Павлов, Альберт Эйнштейн, Божественный суд, день искупления, Еврейский Новый год, Йом Кипур, Каббала, Маханаим, Рош а-Шана, судный день, Талмуд