Почему гибнут заключённые в грузинских тюрьмах?

Находясь в Грузии этим знойным и удушливым летом я постарался узнать всё из первых рук, и о положении в грузинских тюрьмах, и о высокой смертности среди осуждённых и точку зрения официальных лиц современного грузинского государства. Мне удалось аккредитоваться на пресс-конференцию в главном офисе омбудсмена Грузии, к г-ну Георгию Тугуши. Встреча была посвящена тяжелейшей обстановке сложившейся в последние два года в грузинских исправительных учреждениях. В пятницу 5 августа в ней приняли участие также представители законодательной и исполнительной ветвей власти республики.

В начале пресс-конференции Народный защитник привел статистические данные и назвал тревожным тот факт, что в 2010 году в Грузии смертность среди заключённых превысила 100 с лишним человек (это самая высокая цифра после «революции роз» 2003 года!). В 2006 году в исправительной системе Грузии скончалось 89 обвиняемых и осуждённых, в 2007 году 101 человек. В период 2008—2009гг. показатель смертности сократился и составил 90 и 91 осуждённый. А предварительные данные 2010 года опередили все предыдущие показатели. Омбудсмен особо подчеркнул тот факт, что, в уголовно-исполнительной системе Грузии стало традицией преуменьшать количество погибших, (по разным причинам), или скончавшихся от болезней осуждённых, происходит искусственное искажение статистики УИС Министерства исполнения наказаний и апробации Грузии. Так же выяснилось, что больные осуждённые, находящиеся при смерти, в спешном порядке переводятся в медицинские учреждения, тем самым местная власть пытается каждый раз дезинформировать СМИ и общественность, обрекая тяжелобольных заключённых на смерть, а родственников на страдания. Приведу его слова:

2010 год является самым большим по количеству скончавшихся больных осуждённых, если брать отсчёт с 2005 года. Ныне превысило 100 человек, и насколько мне известно, не одним и не двумя осуждёнными. Я не констатирую абсолютно точную цифру, т.к. мы довольно поздно получили данные из разных ведомств. Мы проверяем данные не только на основании документов из министерства, но, и непосредственно в каждом учреждении, на местах. К слову, гражданин отбывавший в течении 8 лет наказание в УИС, после освобождения умирает на воле буквально через два дня. И что, разве он не попадает, в злосчастную статистику Министерства исполнения наказаний и пробации Грузии? Считаю, это недопустимым, т. к. человек был совершенно здоровым до осуждения, а заболел именно в стенах системы. Получив долгожданную свободу, он умер от туберкулёза. Факты откровенного  цинизма и попрания прав человека грузинскими властями стали очевидными не сегодня, а в недалёком прошлом. Всякого рода разбирательства и исследования грубого нарушения законодательства являются растянувшимися во времени, утонувшими в бюрократической бумаге, безрезультатные действия прокуратуры и Фемиды Грузии. Зачастую судебно-медицинская экспертиза не даёт никаких доказательств обличающих власть в преступлениях и беззаконии. Самые разные источники, по открытым и закрытым каналам сообщали об очевидных фактах пыток и истязаний в грузинских тюрьмах и ИУ, попытки родственников и правозащитников получить доступ в тюремные морги оказались тщетными. А поздний осмотр трупов ничего не дал, невозможно было обнаружить травмы и следы пыток ввиду их разложения. Таких событий было немало за последние восемь лет. Необходимость в экспертизе, разумеется, отсутствует. По словам экспертов, в УИС свирепствуют такие страшные заболевания, как: гепатит В и С, СПИД и Вич-инфекция, онкологические заболевания, но, прежде всего угрожающий характер приобрёл туберкулёз.

Заместитель председателя парламентской комиссии по правам человека и гражданской интеграции Дмитрий Лордкипанидзе на пресс-конференции сказал:

У многих осуждённых проблемы со здоровьем начинаются с момента их перевода в медицинское учреждение, в момент «этапа». После этапирования, осуждённых помещают в изолятор, где осуждённые ждут, т.н. распределения, и находятся там по 5-10 суток. Все эти пресловутые изоляторы есть карцеры советских времён, где нет элементарных условий для пребывания людей. Позднее их распределяют по больницам. Вот в таких нечеловеческих условиях содержатся больные осуждённые. Только в первой половине 2011 года от туберкулёза скончались семеро осуждённых. Это — вопиющий факт, подчеркнул господин Лордкипанидзе, возраст колеблется от 23 до 48 лет. Бо́льшая часть из них имела прекрасное здоровье.

На пресс- конференции я задал несколько вопросов омбудсмену и представителям органов государственной власти Грузии.

Корреспондент: Какова численность заключённых в Грузии?

Д. Лордкипанидзе: Министерство по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи уже давно не публикует официальных отчётов и докладов о количестве осуждённых в Грузии. Не официально, в 18 исправительных учреждений количество осуждённых колеблется в пределах 26 – 29 тысяч человек. Исходя из этого, у Грузии один из самых высоких негативных показателей в мире: на 100 000 жителей приходится более пятисот заключённых.

Корреспондент: господин Тугуши, как обстоят дела с соблюдением прав осуждённых?

Г. Тугуши: Грамотные осуждённые не нарушают режим содержания и обязанности, борются за свои ограниченные законом права. Мы со своей стороны на основании красноречивых фактов оказываем помощь и поддержку всем кто в ней нуждается.

Корреспондент: Я хотел бы задать вопрос г-же Хатуне Калмахелидзе (руководитель Министерства по исполнения наказаний, пробации и юридической помощи Грузии – прим. автора).

Что Вы думаете о высокой смертности в тюрьмах Грузии?

Х. Калмахелидзе: В нашей уголовно-исполнительной системе дела обстоят куда лучше нежели у Вас в России! А вообще отвечу таким образом: смертность в исправительной системе, конечно же, будет. Так же как и вне её. Люди умирают и гибнут каждый день, к сожалению. Тому есть и причины и объяснение. В большинстве случаев причиной является старость.

Видимо, г-же Калмахелидзе не хватило смелости сказать правду — в ней и только в ней заключена сила. Всё остальное цинизм высшей степени и политическая риторика.

По оценке наблюдателей и правозащитников Грузии, главной проблемой УИС является переполненность тюрем и СИЗО, что связано с ничтожно малым количеством оправдательных приговоров и отсутствием альтернативных видов наказания. Многие так же указывают на чрезмерную жестокость, которую проявляют администрации СИЗО и ИУ, конвой и спецназ министерства. Тем не менее, ни одно из уголовных дел так и не было исследовано надлежащим образом и доведено до логического конца.

Тбилиси (Грузия).

Август 2011 год.

Обозреватель сайта – Ираклий Бежашвили.

Tags: , , , , ,