Минкультуры проведет всероссийскую перепись театралов...

Как сообщает газета «Известия» Министерство культуры РФ проведет всероссийский мониторинг театральной жизни. Директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры Софья Апфельбаум рассказала «Известиям», что одна из задач переписи творческих работников — выяснить количество и трудовой статус театральных актеров в России перед реформой трудового законодательства.

— Из официальной статистики нам неизвестно, сколько артистов находится на срочных и бессрочных трудовых договорах. Чтобы узнать, кого именно коснется реформа трудового законодательства, мы должны провести этот мониторинг, — заключила Софья Апфельбаум.

Планируется, что после реформы все актеры, работающие по бессрочному трудовому договору, будут переведены на срочные и должны будут раз в 5 лет проходить конкурсный отбор. Ожидается, что замена бессрочных актерских договоров начнется в 2015 году. Данные о всех российских актерах, работающих в театрах, должны быть подготовлены к 15 ноября.

Опрошенные «Известиями» деятели сцены поддержали переход на срочные контракты.

Художественный руководитель Московского академического театра имени Маяковского Миндаугас Карбаускис сказал, что перевод бессрочников на срочные договоры означает «возвращение артистов к правде жизни».

— У меня в театре есть некоторое количество людей, которые по 6–8 лет не выходят на сцену. По справедливости, у каждого должна быть нагрузка, а театр должен работать эффективно. Нельзя иметь коллектив из 100 человек, из которых только 30 не работают, — уверен Карбаускис.

Народный артист СССР Олег Басилашвили считает, что инициаторы реформы напрасно обходят вниманием руководителей театров.

— Главных режиссеров и худруков, которые получают зарплату и ничего не делают, пруд пруди. Почему о них речи не идет? — интересуется Олег Басилашвили. — И почему главный режиссер имеет право увольнять артистов, а художественному коллективу, который недоволен руководством, такое право не дано? На мой взгляд, это несправедливо.

Театральный режиссер и педагог Эдуард Бояков поддерживает идею перехода на срочные контракты артистов и всего творческого штата театров.

— Творческая среда должна быть подвижной. А с техническим штатом — монтировщиками и осветителями — нужно быть осторожнее, потому что все они привязаны к конкретной площадке, — отметил Бояков. — Однако я уверен в том, что все главные национальные театры должны сохранить свои труппы.

В рамках всероссийского мониторинга театральной жизни Министерство культуры планирует также изучить виды театрального управления.

— Мы хотим узнать, какое количество театров в России возглавляется худруками, какое — директорами, а какие театры работают по системе двуначалия. Кроме того, в официальной статистике нет данных о работе негосударственных театров, — говорит Софья Апфельбаум.

Она отметила, что Минкультуры будет уделять особое внимание состоянию театров юного зрителя. Их поддержка и развитие предусмотрены в рамках исполнения поручения президента по итогам Совета по культуре и искусству.

В сферу мониторинга должны войти «профессиональные театры всех организационно-правовых форм и форм собственности — государственные, муниципальные и частные, а также элементы театральной инфраструктуры — театральные учебные заведения, театральные агентства, продюсерские фирмы».

Во время мониторинга будут изучены технические (состояние здания, оборудование сцены) и экономические показатели театров, а также внутритеатральная организация (состояние труппы, текучесть кадров и т.д.). Исследование также включает опрос экспертного сообщества театральных деятелей — актеров, режиссеров, художников и критиков. На основе собранных данных Минкультуры получит обоснование «для принятия мер государственной политики в области театрального дела».

Напомним, что в России действуют свыше 600 театров, которые прямо или косвенно поддерживаются государством, и в нынешних условиях падения экономических показателей, ситуация становится все более и более обременительной для госбюджета. Также, на наш взгляд, очень важно отметить, что в условиях перманентной поддержки государства и роста тех. оснащения и благосостояния театральных коллективов многие театральные коллективы деградируют с точки зрения качества производимого «театрального продукта». На наш взгляд, гос. поддержка должна носить временный характер для того, чтобы дать театру встать на ноги. Также необходимо обращать внимание на уникальность театрального коллектива и «театрального продукта». Например, действующая в нашем фонде (ФЕБК) уникальная для нашей страны театральная студия «Вольный дебют», где играют актеры-бывшие заключенные, к сожалению, ни разу не получала от государственных структур (профильного Министерства, департаментов, комитетов) никакой фин. поддержки!

Команда сайта «Шалом тебе, узник!»

Tags: , , , , , , , , , ,