«Три часа после ареста — самые страшные»

Задержанные россияне получили право на телефонный звонок. Такой законопроект сразу во втором и третьем чтениях приняла Госдума. Документ разрешает связаться с родственниками в первые три часа после задержания. Говорить при этом необходимо только на русском языке и только в присутствии следователя. Нововведение позволит избежать злоупотреблений властью со стороны правоохранительных органов, отметила замдиректора по научной работе юридической группы «Яковлев и партнеры» Анастасия Рагулина.

«Вот эти три часа самые страшные. Человек может иногда просто даже не понимать, что происходит, начинает бояться, теряется, не может нормально сформулировать свои мысли, и поэтому все адвокаты об этом говорят — обязательно человек должен иметь право на то, чтобы позвонить своим близким. Важный момент, с какого времени отсчитывать эти три часа: то ли с момента, когда его задержали фактически, то ли с момента, когда его доставили уже, допустим, в правоохранительные органы и начинают его оформлять. Оформить-то можно всегда более поздним временем, чем на самом деле это произошло», — пояснила Рагулина.

В случае если задержанный откажется от права на звонок, следователь сможет сделать это за него. Не будут уведомлять близких только в том случае, если есть письменное согласие прокурора на запрос следствия. Закон правильный, однако работать он не будет, уверен правозащитник, член Общественной наблюдательной комиссии Николай Щур.

«Даст бог, что-нибудь изменится, но верится с трудом. Российские законы чем хороши для недобросовестных людей — их можно не выполнять. Кто помешает следователю не дать возможности позвонить задержанному? Следователь будет говорить, что телефон не работает, что связи нет, батарейка села, а следователя кто накажет — прокурор? В жизни прокурор следователя наказывать не будет. Поэтому он может совершенно безнаказанно и сейчас не давать ему возможности позвонить. После того, как он его выпотрошит всего и добьется от него всяческих оговорок и признаний в том, чего он не делал, вот тогда он ему скажет: «Ну, теперь звони»», — считает Щур.

Сейчас сами правоохранители обязаны звонить родственникам подозреваемых. На это у них есть 12 часов. Во многих зарубежных странах задержанные уже давно имеют возможность самостоятельно связаться со своими близкими.

В США право на звонок после ареста или задержания может отличаться в зависимости от штата. В Неваде арестованный имеет право совершать любое количество телефонных звонков в полиции или другом месте за исключением случаев, когда это физически невозможно. Это право должно быть предоставлено не позднее чем через три часа после задержания. В Калифорнии задержанным разрешается не менее трех телефонных звонков. Совершить их они могут сразу после первого запроса, но также не позднее трех часов после задержания. В Азербайджане после первых трех часов под стражей можно совершить один звонок, чтобы сообщить о случившемся семье. В Турции задержанный имеет право позвонить любому человеку, способному засвидетельствовать его личность. В Италии право на звонок не действует автоматически. Если задержанный является гражданином другой страны, ему может быть отказано. В этом случае иностранец должен попросить полицейских или тюремный персонал связаться с консульством от его имени. Некоторые страны заключили специальное соглашение с Италией: их автоматически уведомляют об аресте граждан.

В августе правительство дало отрицательный отзыв на этот законопроект. В кабмине считают, что в телефонном разговоре подозреваемый может раскрыть тайную информацию о предварительном расследовании.

Анастасия Ройзман, kommersant.ru

Tags: , , ,